Акцизный
сбор на алкогольные напитки - один из основных стабильных источников
поступлений в госбюджет. Но чрезмерное увеличение ставок такого сбора
неизбежно приводит к уменьшению объемов производства, его тенизации,
развертыванию коррумпированных схем, в результате - существенные
недопоступления в бюджет. Проверка Счетной палатой обоснованности
планирования и действенности контроля за полнотой начислений и
своевременностью поступлений в госбюджет акцизного сбора на алкоголь
показала, что реализация государственной политики в сфере производства
и потребления ликероводочной и винодельческой продукции в Украину в
полной мере не обеспечено. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Аудит прежде всего показал, что в
Украине до сих пор не сформировано действенное правовое поле
регулирования производства, оборота, налогообложения и контроля за
движением алкогольных напитков. Поправки, которые вносились в
законодательство, не обеспечивают стабильности поступлений акцизного
сбора в бюджет. Но главное - эти изменения не смогли перекрыть схемы
изготовления фальсифицированной продукции теневыми структурами.
Изменение ставок сбора в течение последних трех лет проходило хаотично,
без надлежащего обоснования их эффективности и с нарушением сроков
принятия.
При этом нормативно-правовые акты по
регулированию производства и оборота алкогольных напитков являются
несовершенными, противоречивыми и устаревшими, в частности порядок
выдачи лицензии на право производства алкогольных напитков, их оптовую
и розничную торговлю регулируется постановлениями 1996, 1999 и 2001
годов, предусматривающие дублирования полномочий органов исполнительной
власти.
Основные поступления акцизного сбора на
алкогольные напитки (90%) обеспечиваются за счет произведенной в
Украине ликеро-водочной продукции. Увеличение ставок акцизного сбора в
течение 2008-2009 годов привело к уменьшению общих объемов производства
алкогольной продукции на 6,1%, что негативно повлияло на выполнение
обязательств перед бюджетом. Уменьшилось производство слабоалкогольных
ликероводочных изделий, крепленых виноградных вин, коньяка, а выпуск
водки, несмотря на значительное повышение ставок на спирт, возрос.
На фоне падения производства отрасль
показала рост поступлений в бюджет в 2009 г. в 1,5 раза по сравнению с
2007-м. Однако это достигнуто не за счет расширения базы
налогообложения, а только вследствие повышения ставок акцизного сбора
на спирт в 1,8 раза! А также частично за счет введения у2008 г. марок
акцизного сбора нового образца с указанием сумы уплаченного сбора с
единицы маркированной продукции.
Именно благодаря новым маркам в 2008 г.
удалось разрушить выгодную для производителя схему минимизации
акцизного сбора, когда марка на сумму акцизного сбора с минимальным
содержанием спирта 25% объемных единиц клеилась на бутылки с водкой
крепостью 37-40%. Однако уже в 2009 г. резкое увеличение ставок
акцизного сбора привело к использованию акцизных марок. По данным
правоохранительных органов, если в 2008 г. изъято из обращения 2,7 млн.
шт. поддельных акцизных марок, то в 2009 г. - 11,3 млн. штук, а только
в I полугодии 2010 г. - 24 млн. штук. Использование таких марок могло
бы повлечь недопоступления акцизного сбора на алкогольные напитки в
бюджет в сумме около 63 млн. и 163,2 млн. грн. в 2009-м и 2010 годах
соответственно.
Повышение ставки акцизного сбора
привело и к росту незаконного изготовления алкогольных напитков и
спирта. Так, в течение 2008-2009 гг и I полугодия 2010 г. органами СБУ
конфисковано 45,1 тыс. декалитров фальшивой продукции. Это
свидетельствует и о несовершенной работу контролирующих органов (в
частности, органов государственной налоговой службы) по надзору за
производством и оборотом алкогольных напитков.
Минагрополитики самоустранилось от
выработки государственной стратегии в планировании производства,
оборота алкогольных напитков, не участвует в разработке и реализации
налоговой политики в ликероводочной и винодельческой промышленности, в
том числе планировании акцизного сбора на алкогольные напитки. В
результате лишь 70% государственных предприятий отрасли отчитываются по
финансовым показателям.
Минфин не утвердил единой методики
расчета плановых показателей поступлений акцизного сбора как
нормативно-правового документа, согласованного надлежащим образом.
Утвержденные плановые показатели не предусматривают деления на
подакцизные товарные группы, в том числе группы алкогольных напитков,
не дает возможности осуществлять достоверные расчеты прогнозных
назначений, анализировать их выполнение по взиманию акцизного сбора на
алкогольную продукцию.